19 октября 2006 «Нас спасет лишь проповедь местного самоуправления !» «Крепостные крестьяне» Валаамского монастыря борются за создание на святом острове светской администрации Выборы органов местного самоуправления прошли в ряде российских регионов, в число которых попала и Республика Карелия. К избирательным участкам люди пришли и на святом острове – Валааме. Для маленького островка на Ладоге, жизнь на котором замирает с окончанием туристического сезона, голосование оказалось событием чрезвычайным. Местные жители – обитатели светского поселка шли на единственный избирательный участок вместе с представителями духовенства. Муниципальные выборы снова обнажили серьезнейший конфликт, долгое время развивающийся на Валааме. По словам обитателей святого острова, ситуация неуклонно накаляется и при определенном раскладе у куполов и известных на весь мир христианских святынь может разразиться конфликт, который способен «прославить» Карелию наподобие второй Кондопоги. Сохранить же мир на острове в Ладожском озере, по их мнению, способна… проповедь местного самоуправления. О том, что последнее десятилетие на архипелаге, расположенном в центре Ладожского озера, развивается конфликт между светским и церковным населением, мы рассказывали ровно год назад. Длительное время при советской власти старинный монастырь был заброшен. В конце 1980-х годов островитяне обратились сразу с несколькими письмами к светским властям и иерархам Русской православной церкви с просьбой прислать на Валаам хоть каких-то представителей духовенства. Новоявленных монахов люди встречали хлебом-солью и даже представить себе не могли, что через какое-то время станут ругать их на чем свет стоит, а в ответ слышать проклятия. С подачи федеральных властей монастырь попытался стать полновластным хозяином острова. Суровый монастырский устав, запрещающий, кроме курения и употребления алкоголя, еще и рыбную ловлю, и сбор грибов, там решили распространить на всех обитателей острова. Монастырская жизнь, однако, вскоре приняла причудливые формы. Обитель взяли под охрану крепкие молодые люди в строгих костюмах и черных очках, на острове появились иномарки, завезенные с Большой земли, представители церкви взяли под контроль охоту, после чего отстрел лосей и других животных стали проводить… ВИП-гости святого острова. Местным же жителям – тем, кто в советские годы приехал сюда работать в Доме инвалидов, природном парке и лесничестве, настойчиво предлагали покинуть насиженные места. [выделение - bois.] Часть островитян согласились обменять свои квадратные метры на небольшие квартиры в Сортавале, а некоторые наотрез отказались. Три сотни человек, большая часть жизни которых прошла именно на Валааме, просто не представляют, как им жить в каком-то другом месте. Они и стали главными врагами церковной общины. В этом году противостояние мирян и представителей духовенства достигло апогея. На острове начались политические акции антицерковного характера. Для начала островитяне обратились в массу различных организаций с необычным заявлением. Документ, который так и не услышали высокие чиновники, стоит процитировать: «На данный момент все 300 жителей острова, имея государственную прописку в домах, не имеющих отношения к культовым зданиям, оказались по сговору монастырской власти с карельским правительством в фонде религиозной организации монастыря, – пишут островитяне. – Мы стали бесправными жителями в монастыре. Показывая внешнее благочиние и прикрываясь жизнью и подвигами своих предшественников, монахи создают свою империю достатка и роскоши на островах Валаамского архипелага с законами и политикой, зачастую далекими от христианских ценностей, Конституции и российского законодательства. До их прихода мы жили в современной, развивающейся и большой России с надеждой на справедливость, труд и здравый смысл, с верой в будущее наших детей на этой земле, а теперь оказались в атмосфере царизма, с князьками, захватывающими власть, бизнес и собственность на выпрошенные деньги у нашего государства, олигархов и крупного бизнеса. Такого «духовного возрождения» мы как русские, да и просто люди – не хотим». Поскольку наполненное болью письмо так и осталось гласом вопиющего в пустыне, обиженные монастырем островитяне стали проводить пикеты. Все лето прибывающих со всей страны и из-за рубежа паломников прямо у пристани встречали люди с необычными плакатами. «Конституцию России – на Валаам!», «Остановите дискриминацию местных жителей на острове!», «Верните право на выбор места жительства и труд», – читали ошарашенные паломники. Более того, организаторы пикета постоянно общались с гостями острова и рассказывали им о своих проблемах. – С легкой руки представителей церкви всех нас – островитян уже давно записали в пьяницы и уголовники, – рассказывает местный активист Дмитрий Синица. – Большинство россиян просто не знают, что происходит на острове. Здесь живут совершенно обычные люди, у нас есть семьи, работа, возможность заниматься бизнесом и искусством. Здесь, в конце концов, наши родные похоронены. Теперь же нам говорят, что мы должны убираться с острова, словно оккупанты, так как кто-то решил устроить тут государство в государстве – русский вариант греческого Нового Афона. Возрождение монастыря принесло тем, кто не захотел покидать остров добровольно, исковые заявления о выселении с квадратных метров, полученных за ударный труд в годы советской власти. Дело в том, что с самого начала 1990-х годов здания на Валааме передавались церкви фактически вместе с прописанными в них людьми. О том, что с ними делать, никто не задумался. Представители церкви попытались решить проблему местного населения радикально и стали обращаться в суд с исками о выселении целых семей без предоставления им другой жилплощади. Одного из постоянных участников пикета – Филиппа Мускевича настоятель монастыря епископ Панкратий потребовал у правосудия выселить на улицу вместе с женой и двумя детьми. Первоначально монастырский иск был удовлетворен. Решение о выселении отменил лишь Верховный суд Карелии, как абсолютно незаконное. – Аналогичные исковые заявления получали и другие жители острова, – рассказывает Филипп Мускевич. – Мне удалось отстоять свои права, однако для этого пришлось ездить в суд, который находится на Большой земле, как на работу и потратить огромные деньги на адвоката. Другие же островитяне позволить себе такое просто не могли. Зимой этого года власти Карелии передали монастырю здание так называемой Зимней гостиницы. Как и прежде, вместе с людьми – сейчас в здании находится школа, а кроме того, проживает 148 человек. Все они стали новыми кандидатами на выселение с Валаама. Решение о передаче здания Зимней гостиницы монастырю оформлялось специально по такому случаю изданным законом Республики Карелия. Конституция России при этом гарантирует всем гражданам возможность судебного обжалования актов государственных органов, затрагивающих их права. Двое обладателей квартир в гостинице – Нина Благая и Александр Щербаков обратились в Верховный суд с заявлением о признании этого законодательного акта не соответствующим федеральному законодательству. Но, по их словам, «после нескольких судебных заседаний нам отказали в иске, и гостиница перешла в фонд монастыря вместе с людьми, которые ее населяют. А ведь по закону «Об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры народов РФ» допускается возможность передачи религиозным организациям лишь объектов культурного наследия религиозного назначения. То есть зданий и помещений, построенных специально для проведения церковных служб. В помещениях гостиницы ничего подобного не происходило никогда. Ответить следовало всего на два вопроса – входит ли гостиница в ансамбль монастыря и является ли зданием религиозного назначения. На наш взгляд, ответы на оба вопроса очевидны. Суд, однако, решил иначе. Так мы и стали крепостными крестьянами». Положение, в котором оказались обитатели Зимней гостиницы, и в самом деле парадоксальное. Много лет назад люди получили от государства ордера на жилье. Теперь же для решения всех проблем и получения любых справок они должны обращаться к религиозной организации – монастырю, у которого есть собственная хозяйственная часть. Именно она теперь решает вопросы регистрации людей в тех самых квартирах, где они прожили не по одному десятку лет. Новых обитателей в Зимней гостинице теперь не регистрируют. Даже самых маленьких. Дочке Людмилы Пилипчук сейчас всего месяц. Как и мама, маленькая Илона родилась на Валааме. Прописать ребенка, появившегося на свет 8 сентября этого года, в собственной квартире Людмила не может – сделать это представители монастыря отказались. – Сюда, на остров, приехали мои дед и бабка, тут же жили родители, тут родилась и я, – рассказывает Людмила. – Никогда бы не подумала, что ради того, чтобы прописать дочь в эту квартиру, придется идти в монастырь, где мне к тому же откажут. Юрист монастыря Леонид Медведев заявил, что помещений, отнесенных к жилому фонду, в здании Зимней гостиницы нет и прописывать Илону некуда. Как же так?! Ведь тут получали жилье мои дедушка и бабушка, столько лет жили родители, я сама. Письменного отказа мне так и не дали. Милиционеры посоветовали получить его и писать заявление в суд и прокуратуру. Но на разбирательство уйдет много времени. При этом я не могу ни получать пособие на ребенка, ни возить в поликлинику. По сути, монастырь сделал мою дочь бездомной! – Иначе как издевательством это назвать нельзя, – соглашается сосед Людмилы Пилипчук Сергей Григорьев, бывший глава администрации поселка Валаам. – На местах должна существовать власть, к которой можно обратиться за помощью и действия которой граждане могут обжаловать в суде. В самом деле, почему для того, чтобы прописаться или выписаться, светские люди должны идти в контору религиозной организации? По мнению жителей, представители монастыря специально создают для местного населения невыносимые условия жизни – постоянно отключается вода, электричество дают по часам, а на Большую землю с ноября по апрель попасть практически невозможно. Все это, по мнению островитян, делается для того, чтобы они покинули остров, развязав руки церкви. Но жители никак не возьмут в толк: почему они должны отсюда уезжать?! В конце концов, они такие же граждане России, как и те, кто молится за монастырскими стенами. Ситуация на святом острове сложная и, можно сказать, взрывоопасная. А между тем, из этой непростой ситуации есть нормальный и совершенно справедливый выход. Весной этого года Александр Щербаков, ставший лидером антимонастырской части местного населения, инициировал необычный судебный процесс. До последнего времени остров, находящийся в 43 километрах от берега, считался частью города и муниципального образования Сортавала. В Верховном суде Карелии Щербаков сумел доказать, что местные жители имеют право на создание органа местного самоуправления и могут, таким образом, сами решать все вопросы, связанные с собственной жизнью. – Вы только представьте, что до этого судебного процесса остров, по сути, был присоединен к городу Сортавала в качестве улицы длиной в 43 километра, – рассказывает Александр Щербаков. – Получение любой, самой мелкой, справки в администрации превращалось в неразрешимую проблему. Ведь зимой меньше чем за тысячу рублей съездить на материк и вернуться назад нельзя. Суд признал, что валаамское поселение может управляться избранным в соответствии с российским законодательством органом местного самоуправления. Вот только реализовать это решение, которое давно вступило в законную силу, оказалось непросто. Претворить судебный документ в жизнь следовало парламенту Карелии. Речь шла о маленькой поправке к перечню муниципальных образований. Однако вопрос о ее принятии дважды снимался с повестки дня парламента – первый раз, насколько нам известно, по звонку игумена нашего монастыря, а второй – по письму патриарха Алексия Второго. Заставить парламентариев поторопиться с изменением закона не смогла и прокуратура Республики Карелия, несмотря на то что у меня на руках есть исполнительный лист, выданный Верховным судом. Летом островитяне пошли на отчаянный шаг – создали самочинную временную администрацию во главе со Щербаковым. Официальные власти Карелии полномочий за ней, естественно, не признали, и более того, обратились в правоохранительные органы с заявлением о привлечении ее членов к ответственности за противоправный захват власти. Следователь ФСБ провел на святом острове десять дней, проводя разбирательство, и в итоге в возбуждении уголовного дела в отношении местных жителей отказал. С нетерпением люди ждут марта следующего года. Именно тогда на Валааме и могут состояться муниципальные выборы. – Библией для всех нас должен стать закон Российской Федерации «О местном самоуправлении» , – рассуждает Филипп Мускевич. – Именно его проповедь поможет островитянам выйти из тупика, в котором они оказались, и восстановить мир на Валааме. На церковную сферу жизни мы не претендуем и выступаем за замечательный принцип «Богу богово – кесарю кесарево». Остров легко мог бы разделиться на независимые друг от друга части – монастырскую и светское поселение. Все проблемы тогда решились бы сами собой. Представители церкви, однако, с местным населением категорически не согласны и считают, что светским людям на Валааме не место. Во множестве писем настоятель монастыря епископ Панкратий неоднократно озвучивал мысль о том, что светское поселение – не в исторической традиции Валаама. – В его создании нет ни исторической справедливости, ни экономической обоснованности, – считает руководитель православного духовного центра «Свет Валаама» отец Мефодий. – Те же, кто выходит к паломникам с антимонастырскими плакатами, – отщепенцы, которых не поддерживает основная масса местного населения. Рядом с центрами христианского подвига при этом всегда протекает духовная борьба – это и есть ее проявление. С отцом Мефодием тут и в самом деле сложно не согласиться. Аналогичная ситуация в середине 1990-х годов сложилась и вокруг других знаменитых русских обителей. Противостояние местного населения и монастырских обитателей отравляло жизнь на Соловках и в Дивееве. С Соловецким монастырем простые люди разошлись мирно, и сейчас никакого конфликта у его стен нет. В других местах ситуация развивается по валаамскому сценарию. По какому пути пойдет святой остров на Ладоге, сейчас сложно предположить. Но при нынешнем раскладе он способен «прославить» Карелию едва ли не так же, как пресловутая Кондопога. Андрей Иванов Валаам – Санкт-Петербург Источник: Новая газета Упомянутые правовые акты: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ред. от 02.03.2007) Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2006)"ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)
|