Русская церковь сдерживала развитие ряда направлений российской науки. АСТРОНОМИЯ Русская церковь критиковала концепцию о множестве миров и гелиоцентрическую систему мира. В 1740 г. по инициативе М. Ломоносова была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили[17]. В 1743 году по требованию Русской Церкви изъят изданный Академией наук астрономический календарь, в котором духовная цензура нашла сведения о планетах, «к соблазну народному склонные»[18]. В 1757 г. Синод потребовал «приостановить» научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях»[19], придать сожжению его произведения, и отослать Ломоносова в Синод «для увещания и исправления»[20]. Требование Синода выполнено не было. В 1764 г. закрыт организованный Ломоносовым при Академии Наук научно-художественный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», в котором публиковались статьи по астрономии, «вере святой противные и с честными нравами несогласные»[21]. Русская церковь выступала с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала 20 века. До 1815 года при поддержке Церкви издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением»[22]. Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит»[23]. Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви. БИОЛОГИЯ Русская церковь борется с эволюционным учением с момента его появления. В 1873 г. был запрещен труд Геккеля «Естественная история мироздания»[24]. 1879 - 1880 гг. Запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов»[25]. В 1890 г. Запрещена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение»[26]. В 1895 г. за «материалистический характер» запретили книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»[27]. В 1902 г. Сожжен весь тираж книги Геккеля «Мировые загадки», так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека»[28]. В настоящее время РПЦ выступает за введение в школьную программу креационизма как "научной" альтернативы эволюционной теории. ПСИХОЛОГИЯ В 1866 г. «за изложение самых крайних материалистических взглядов» был наложен арест на книгу И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», автору запретили читать публичные лекции[29]. Петербургский митрополит Исидор попросил синод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение». В последствии арест на книгу был снят, но до 1894 г. она числилась в списках книг, запрещенных для хранения в библиотеках[30]. МЕДИЦИНА При Иване III как колдуна, знавшегося с нечистой силой, казнили врача Антона Эренштейна. В 1580 г. сожгли как «лютого волхва» придворного врача Бомелия[31]. В 1819 году были преданы земле все экспонаты анатомического кабинета Казанского университета, по причине того, что «мерзко и богопротивно» употреблять «создание и подобие творца человека на анатомические препараты»[32]. Русская церковь до начала 20 века выступала против использования прививок и переливания крови в медицинских целях. В настоящее время Русская Православная церковь критикует практику искусственного оплодотворения, пластических операций, операций по смене пола и терапевтического клонирования. До недавнего времени церковь выступала против пересадки органов. ИСТОРИЯ Русская церковь уничтожала труды по истории религии, не соответствующие взглядам иерархов Церкви. В 1759 г публично сожжена «вредная и соблазнительная» книга профессора Московского университета Д. С. Аничкова «Рассуждение из натурального богословия о начале и происхождении богопочитания у разных, особенно невежественных народов»[33]. В марте 1879 г. уничтожены все 580 экземпляров книги Георга Финлея «Византийская история с 716 по 1453 год», в которой найдены «мысли, направленные против некоторых учений православной церкви»[34]. Также, в 1879 году, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции[35]. ФИЛОСОФИЯ Русская церковь сдерживала распространение трудов философов – материалистов. При Екатерине II за «неудовлетворительные религиозные понятия» был запрещен ряд произведений Ж. — Ж. Руссо («Размышления о величии божьем, его промысле и человеке», «Исповедь» и др.)[36], за «изложение опасной теории материализма» запрещены труды Дидро[37]. В 1830 году духовная цензура за наличие идей, «противных христианской нравственности, правительству и религии» запретила «Обеденные беседы» Гольбаха[38]. В 1860 г. был запрещен труд Фейербаха «История новой философии от Бэкона до Спинозы[39]. В 1868 г. уничтожена книга Вольтера «Философия истории», в которой цензоры обнаружили «глумление над истинами и опровержение священного писания[40]. В 1871 году запрещена книга Гельвеция «О человеке, его духовных силах и воспитания» за «совершенно материалистический взгляд на воспитание»[41]. В 1874 году по требованию Синода было полностью уничтожено российское издание книги Т. Гоббса «Левиафан, или о сущности, форме и власти государства»[42]. ГЕОЛОГИЯ Русская церковь вплоть до конца 19 века препятствовала развитию геологической науки. По словам Митрополита Филарета, научная геология опровергает библейскую космогонию и потому «не может быть терпима»[43] В 1850 г. не допущена к печати статья В. Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии», так как в ней «мироздание» объяснялось «по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея»[44]. В марте 1858 г, в связи действиями московского митрополита Филарета против разворачивающихся геологических работ, князь В. Ф. Одоевский обратился с письмом к обер-прокурору синода Толстому: «Довольно уже Россия, потерпела бед и убытков от страшного гонения на геологию, по милости которого у нас нет насущного хлеба, т.е. каменного угля..., тогда как все это гонение основано просто на незнании предмета»[45]. После публикации Рулье в 1859 году в газете «Московские ведомости» лекций по геологии, автору запретили читать публичные лекции, потребовали переделать труд таким образом, чтобы геологические факты читатель сумел «согласить с первой главой книги бытия» [46]. В 1866 г. из библиотек ряда учебных заведений изъяты книги по геологии, признанные «вредными и нигилистическими»[47] В 1893 г изъята из распространения книга Г. H. Гетчинсона «Автобиография Земли, общедоступный очерк исторической геологии». Духовная цензура аргументировала свое решение тем, что автор не согласовал своих взглядов с церковным учением о сотворении мира, и поэтому книга «подрывает основы религии» [48]. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%9F%D0%A6 ПРИМЕЧАНИЯ [17] П. П. Пекарский. История Академии наук, т. II. СПб., 1873, стр. 603 - 604 [18] Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. Издательство «Наука». М.: 1964 г. [19] П. П. Пекарский. История Академии наук, т. II. СПб., 1873, стр. стр. 671. [20] П. П. Пекарский. История Академии наук, т. II. СПб., 1873, стр. 603 - 604 [21] Чтения общества истории и древности российских», кн. 1. M., 1867, стр. 7 - 8. [22] Б. E. Райков. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л., 1947, стр. 364. [23] Б. E. Райков. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л., 1947, стр. 375 [24] Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855 - 1905 гг. Л., 1945, стр. 184, диссертация. [25] Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855 - 1905 гг. Л., 1945, стр. 184, диссертация. [26] [«Вопросы истории религии и атеизма», 1960, № 7, стр. 411 - 421] [27] «Архивное дело», № 1 (45), стр. 89. [28] И. M. Остроглазов. Редкие и ценные книги. «Русский архив», № 2, 1914, стр. 302 [29] «Материалы по пересмотру действующих постановлений цензуры и печати», ч. I. СПб., 1870, стр. 499 - 505 [30] В. Прокофьев. Атеизм русских революционных демократов. M., 1965, стр. 88 [31] Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. Издательство «Наука». М.: 1964 г. [32] «Русский архив», кн. 3, 1880, стр. 310. [33] Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. Издательство «Наука». М.: 1964 г. [34] Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855 - 1905 гг. Л., 1945, диссертация, стр. 306. [35] Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855 - 1905 гг. Л., 1945, диссертация, стр. 311. [36] А. Каганова. Французская буржуазная революция и современная русская пресса. «Вопросы истории», № 7, 1937 [37] «Книжные новости», № 18, 1937, стр. 64 [38] А. Котович. История духовной цензуры. СПб., 1909, стр. 457 [39] «Вопросы философии», № 9, 1958, стр. 89. [40] «Архивное дело», 1938, № 1 (45), стр. 93 [41] «Архивное дело», № 1 (45), 1938, стр. 86. [42] Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855 - 1905 гг. Л., 1945, стр. 184, диссертация. [43] «Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета...», т. IV, стр. 315. [44] M. Лемке. Очерки по истории русской цензуры. СПб., 1914, стр. 267 [45] «Русский архив», № 2, 1874, стр. 22-23. [46] «Русская старина», № 12, 1903, стр. 687. [47] M. Чалый. Белоцерковская гимназия в 1862 - 1869 гг. Киев, 1901. стр. 48. [48] «Литературное наследство», № 22 - 24, 1935, стр. 627 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%9F%D0%A6
|